Тест обзор предварительного усилителя BRYSTON BP-16
Грустные времена настали, товарищи! И вроде бы ничего такого не случилось, но если присмотреться, то грустная тенденция налицо. Процесс идёт плавно из года в год, поэтому многие и не заметили, как посредственные аппараты переехали в сегмент уверенного Hi-Fi. Нет, само собой, они не стали лучше. Вернее стоит отметить, что их качество напротив стало удручать, не говоря уж о звучании. Всё гораздо проще. Те бренды и конкретные аппараты, которые ещё несколько лет назад все мы считали ширпотребом и масс маркетом сильно подорожали и переехали в ценовой сегмент уверенного Hi-Fi. В это же время, бывший «уверенный Hi-Fi» и вовсе умчался по ценовой лестнице далеко вперёд. По итогу, любители качественного звука стали позволять себе меньше и хуже за те же самые деньги.
Но и это ещё не всё. Всё больше уважаемых брендов начинают ставить коммерцию превыше своих изначальных идеалов. В погоне за рациональностью и увеличением прибыли они переносят производство из Европы и штатов в Китай. Найти аппарат с чистой родословной за приемлемые деньги становиться всё сложнее и сложнее. Не то, чтобы я был принципиально против товаров из Китая. Но стоит согласиться, что едва ли перенос производства в поднебесную делается в интересах конечного покупателя.
Так что же делать со всем этим? Можно ли остановить процесс и заскочить в последний вагон уходящего поезда, увозящего от нас мечту о доступном и качественном звуке? Остановить процесс нельзя, но заскочить в последний вагон ещё можно! Сделать это весьма просто – надо обратить внимание на аппараты прошлых лет. Ныне снятые с производства аппараты, выполненные когда-то по классическим канонам Hi-Fi и High-End аппаратуры ещё можно найти в продаже и на складах официальных дистрибьюторов. Часть подобной техники находится в полностью новом запечатанном виде. И если цифровые технологии шагают вперёд и старые аппараты едва ли смогут их превзойти, то аналоговые устройства и акустические системы могут создать серьёзную конкуренцию.
Подумайте сами, что принципиально нового за последние годы придумали в области аналогового усиления? По сути, ничего особо нового, особенно это касается брендов, изначально производящих очень качественную аппаратуру, где особо и улучшать-то нечего. Конечно, даже такие производители что-то постоянно улучшают и модернизируют, но кардинальных изменений ожидать не приходится. Что ж, давайте копнём склады наших поставщиков и вытащим с самого низа что-то интересное и достойное. Сегодня мы отрыли отличный полностью аналоговый предварительный усилитель BRYSTON BP-16 разработанный и произведённый в Канаде (без участия помощников из азиатских стран). На момент написания обзора стоимость аппарата составляет всего 150 000 рублей, а в наличии осталось всего 3 штуки.
Для тех, кто поспешит разволноваться из-за высокой стоимости хотим дать совет посмотреть две вещи – стоимость текущих предусилителей BRYSTON и аналоги, которые можно купить сейчас за эту же стоимость. Результат налицо, безродные аналоги против породистого канадца в 2-2,5 раза дешевле текущих моделей. Для тех, кто не знаком с брендом BRYSTON спешим сообщить, что продукция бренда не редко используется при монтаже голливудских фильмов. Сомневаться в качестве конструкции тоже не приходится, ведь BRYSTON даёт гарантию 20 лет на свои аналоговые продукты (предусилители и усилители). Это не опечатка, не 2 года, а целых 20 лет!
Внешний осмотр BRYSTON BP-16
Просто и брутально – как-то так можно описать внешность BRYSTON BP-16. Тут нет внешнего лоска и легкой слащавости, которую частенько ищут в претендентах на покупку придирчивые покупатели. Более поздние, современные, реинкарнации нашего сегодняшнего гостя выглядят чуть более приглаженными. Так сказать, стараются немного подстроиться под вкусы современного покупателя. Наш же BRYSTON BP-16 из старой гвардии, с тех времён, где чуть больше внимания уделялось звуку и чуть меньше внешнему лоску. В общем, не судите по обложке, дайте аппарату попробовать проявить себя в вашей системе.
На чуть грубоватой внешне передней панели BRYSTON BP-16 нет ничего декоративного, всё исключительно по делу. Кроме хорошо заметной ручки громкости имеется россыпь кнопок, позволяющих выбрать нужный вход, каждая из которых укомплектована своим собственным индикаторным светодиодом. Пара отдельно стоящих кнопок отвечают за регулировку баланса. Судя по всему, схема регулировки баланса реализована на реле, для снижения влияния на звучание предусилителя. Кнопки включения питания и приглушения звука «Mute» тоже имеются. Крайне приятно и удобно наличие отдельной кнопки Pass Through, позволяющей пропускать сигнал на усилитель мощности минуя регулятор громкости предусилителя. Это понадобится в случае необходимости включения стерео системы в систему домашнего кинотеатра.
Не хотите мешать окружающим во время прослушивания музыки? Тогда к вашим услугам встроенный усилитель для наушников. К сожалению, протестировать его мне не удалось за неимением наушников со стандартным разъёмом Jack (сам я являюсь счастливым обладателем электростатических наушников Stax, которые работают только со своими усилителями). Тем не менее, рискну предположить, что играет он не плохо, уж точно не хуже менее породистых представителей своей ценовой ниши.
Взглянув на заднюю панель понимаем, что BRYSTON BP-16 не балансный аппарат. Из приятного можно заметить зеркальное расположение разъёмов. Разработчики развели подальше друг от друга левый и правый канал, что уж точно не плохо. Забегая немного вперёд сообщу, что трансформатор внутри всего один, поэтому речи о «двойное моно» не идёт. Тем не менее, разведение по разным углам левого и правого каналов, в теории, дополнительно предотвращает появление взаимных наводок.
Тех, что успел заметить пару оптических входов и клемму для заземления фонокорректора я немного огорчу. Это опциональные функции, которые можно было дополнительно заказать, когда аппарат ещё выпускался. В нашем случае это лишь декоративный элемент, с обратной стороны которого ничего нет. Но не стоит печалиться. Если бы ЦАП и присутствовал, то он явно уступал бы современным аналогам.
Что внутри у BRYSTON BP-16?
За что, собственно, деньги платим, товарищи? А ведь и правда, многие задаваясь этим вопросом сразу ищут фотографии аппаратов со снятыми крышками и указанием веса. Привыкли многие измерять Hi-Fi в килограммах и количестве электроники внутри корпуса. Так и получается, что ряд слушателей отвергают аппарат ещё на этапе первичного знакомства на просторах интернета. Если аппарат не набит битком схемами и весит не центнер, то, порой, его даже не допускают к прослушиванию. К сожалению, многие до сих пор не осознали, что качество звучания усилителя (ровно как и предусилителя) никак не зависит от количества схем внутри корпуса аппарата. Почему многие забыли одно из основных правил High-End – чем короче путь сигнала, тем лучше итоговое звучание (меньше привнесено в него извне множеством электронных компонентов на его пути). Именно к такой группе «низко насыщенных» электроникой аппаратов принадлежит предусилитель BRYSTON BP-16.
Полноразмерный корпус аппарата это не насущная необходимость, а дань моде десятилетней давности. Тогда многие искренне стремились вымостить аппаратами целую стену. К тому же, полноразмерный предусилитель выгодно смотрелся в паре с фирменными полноразмерными усилителями мощности.
Итак, под крышкой BRYSTON BP-16 скрывается много, очень много воздуха. По сути, аппарат внутри почти пустой, что, собственно, и напрягает потенциальных покупателей. На весь объём присутствуют всего пара плат. Одна прицепилась к передней панели и отвечает за все органы управления. Вторая также вертикально вжалась в заднюю панель. В центре корпуса, посреди «пустого зала» обосновался небольших размеров блок питания с тороидальным трансформатором.
Рас уж производитель смог реализовать все свои идеи в таком небольшом количестве плат, значит так было нужно и в этом есть смысл. У меня лишь один вопрос – почему бы не разместить обе платы не вертикально, а горизонтально, уменьшив таким образом высоту аппарата, а внутри него осталось бы значительно меньше свободного места. Это риторический вопрос и задавать его уже слишком поздно.
Особое внимание стоит обратить не на количество плат, а на то, что они используют поверхностный монтаж элементов, а это признаки очень серьёзного подхода к звуку. Если у вас остался вопрос за что платим, то мне хочется вспомнить один старый анекдот. Мастер слегка ударил молотком по сломанному агрегату, тот заработал, а мастер запросил за это большую стоимость. На вопрос за что столько денег он ответит очень просто – 5% за удар, а остальные 95% за опыт поиска места куда стоит бить.
Как звучит BRYSTON BP-16?
Это от самый момент, когда все объективные доводы и факты уступают место субъективным ощущениям. Признаться честно, оценка звучания предварительного усилителя это крайне непростое дело. Дело в том, что в системе с предусилителем имеется слишком много переменных, которые нужно помнить и учитывать их влияние. Гораздо проще оценивать комплект из предусилителя и усилителя мощности. Просто меняем всю усилительную часть на тестируемый комплект и оцениваем изменения. В нашем же случае приехал только предусилитель, после которого остается усилитель мощности и дополнительная пара межблочных кабелей.
В отличии от усилителя мощности, который весьма существенно влияет на звучание (ведь именно он управляет колонками) и особенно на воспроизведение нижнего регистра, влияние предусилителя всегда более тонкое и деликатное. Как правило, предусилитель проявляет себя в деталях, нюансах и мелочах. В большинстве случаев, изменения более заметны на середине и верхах, но попытки точно выявить эти изменения, порой, граничат с лёгким безумством, слишком много всего находится в тракте до предусилителя и после него.
Так или иначе, одно я знаю точно – предусилители влияют на звучание. Пусть не все и не всегда сильно, но в редких случаях их влияние способно творить чудеса. Я лично убедился в этом при выборе предварительного усилителя для своей системы. Чтобы не давать лишнюю рекламу производителю моего предусилителя называть его я не буду, но сравнивать звучание с BRYSTON BP-16 буду точно.
Все продукты BRYSTON имеют общий характер звучания. Как правило, усилители мощности очень напористые, прямолинейные и мускулистые. Что же касается предварительный усилителей, то тот они максимально нейтральные. Как оказалось, тестируемого BRYSTON BP-16 это касается в полной мере.
В отличии от моего предусилителя, формирующего немного выдвинутую стерео картину с явным акцентом на увеличение объёмности и пространственности звучания, BRYSTON BP-16 напротив показал себя очень нейтральным аппаратом. Подобрав все к себе поближе, BRYSTON BP-16 подровнял сцену под уровень колонок. Музыканты на сцене сделали пол шага назад и удобно расположились между акустическими системами. Получилось весьма честное исполнение знакомых треков. Подобное оценят любители нейтральности и отсутствия приятной окраски звука. Стоит отметить, что нейтральность воспроизведения в случае с BRYSTON BP-16 не перерастает в стерильность и отрешённость. В звучании не появляется прохлады.
Некоторое время я привыкал к чуть поменявшемуся звучанию своего тракта. Мне с непривычки не хватало экспрессии и легкого приукрашивания действительности. Уж больно я привык с выдвинутой сцене, когда при прослушивании рока вокалист кричит куплеты прямо в лицо. BRYSTON BP-16 отодвигает слушателя куда-то в партер и позволяет оценивать запись как она есть.
Вышеописанное стоит воспринимать с небольшой поправкой. Упомянутые изменения в звучании не столь очевидны и проявляются в прямом сравнении. Как я и писал ранее, вклад отдельного предусилителя в общее звучание выявить не очень просто. Тут главное, чтобы аппарат не портил звучание, а у BRYSTON BP-16 это непременно получается.
Итоги знакомства с BRYSTON BP-16
BRYSTON BP-16 отличный представитель старой школы. Отсутствие азиатского вмешательства, навесной монтаж, зеркальная схема расположения левого и правого канала и максимально короткий путь сигнала позволили аппарату сохранить точное, честное и нейтральное звучание. Как говорится, аппарат для тех, кто когда-то не успел. Уж больно привлекательная стоимость за породистого канадца. Идеальный вариант для любителей прямолинейного звучания без отсебятины и приукрашивания. Единственными недостатками являются скромная внешность и отсутствие пульта дистанционного управления.