Технический прогресс не стоит на месте, процесс давно запущен и остановить его уже точно не получится, а значит придётся смириться и приспосабливаться к новой реальности. Эта самая «новая реальность» затронула все сферы жизни, не обошла она стороной и аудиотехнологии. Основополагающие принципы Hi-Fi и High-End пошатнулись, дали трещину, но устояли. Устоять не значит победить, и в качестве жертвы на поле боя пали физические носители информации, стремительно теряя свои позиции, они уступали место потоковым сервисам и коллекциям музыкальных файлов на жёстком диске компьютера. Если виниловые пластинки ещё держатся наплаву и даже набирают дополнительную популярность, то компакт-диски тонут, утягивая с собой в бездну CD-проигрыватели и транспорты. Настала эра цифро-аналоговых преобразователей, ведь, как ни крути, без них «нолики и единички» не имеют шансов добраться до акустических систем. А как же цифровые усилители – возразите Вы, но я напомню, что споры относительно качества их звучания ещё не стихли, а встроенные в них ЦАПы не всегда являются образцом для подражания.
Осознав и почувствовав растущую популярность внешних цифро-аналоговых преобразователей, большинство производителей кинулись штамповать последние, что есть сил. Как и всегда, первыми в новую рыночную нишу хлынули крупные производители. Новинки всех размеров и мастей заполонили прилавки салонов, внося растерянность в сознание потенциальных потребителей. Схожая стоимость и технические характеристики являются примером жёсткой конкурентной борьбы между рыночными гигантами, рассчитанной на завоевание массового потребителя, сметающего с полок всё новое по привлекательной цене. Но не для всех слушателей быть первым в очереди за новыми технологиями является основной целью. Для некоторых важно качество звучания, они затаились в ожидании момента, когда на рынок выйдут продукты от небольших брендов, разработками которых движет не коммерция, а энтузиазм владельцев и инженеров, а также любовь к музыке. Одним из ярких представителей таких брендов можно назвать датский Copland.
Сама по себе Дания, прямо скажем, страна не очень весёлая. К такому выводу можно прийти после прочтения нескольких отзывов туристов, посетивших Копенгаген. Дорого и депрессивно – примерно такие формулировки фигурируют в описании столицы. С тех самых пор меня интересует один только вопрос: как у таких спокойных и размеренных людей получается производить столь интересные аудиокомпоненты, которые со скукой совершенно не имеют ничего общего? Это действительно факт, но традиции производства аудиотехники в Дании очень внушительные, стоит только вспомнить такие бренды, как Dynaudio, Gryphon, Gato Audio, System Audio, Bang & Olufsen, DALI, и все вопросы автоматически пропадают. Сегодня же речь пойдёт о хорошо знакомом нам бренде Copland, с их принципиально новым аппаратом DAC 215, сочетающим в себе предварительный усилитель, цифро-аналоговый преобразователь и усилитель для наушников.
DAC 215 является единственным внешним цифро-аналоговым преобразователем в ассортименте компании. Не размениваясь на производство большого ассортимента преобразователей с незначительными различиями, компания сосредоточила все свои знания и опыт на создании одного достойного аппарата, что у них несомненно получилось.
К разработке своего «первенца» инженеры Copland подошли очень основательно. Взяв за основу наработки, полученные при выпуске CD-проигрывателя CDA825, специалисты Copland не раз меняли стратегию и конечную цель. Это можно проследить по периодически появлявшимся отрывкам информации в сети и публикуемым фотографиям прототипа. Как минимум, на фото один из входов был назван «Blue», с явным намёком на первоначальную идею установки в DAC 215 беспроводного модуля Bluetooth. В итоговом же варианте вожделенная надпись пропала, и её заменил ещё один оптический вход.
Если судить об аппарате исключительно по фотографиям и изображениям в интернете, то может показаться, что DAC 215 имеет весьма крупные размеры, но на практике он выглядит гораздо аккуратнее и компактнее. При первом взгляде на реальный DAC 215 его внешность никак не ассоциируется со сварочным аппаратом или лабораторным прибором, всё совершенно наоборот. DAC 215 определённо очень выгодно выделяется из общей массы техники. Его аутентичная скромная внешность притягивает взгляд своей простотой и строгостью.
Обследовав аппарат и познакомившись с его оснащением поближе, можно точно утверждать, что датчане потрудились на славу. Хотя из названия модели следует, что сами представители компании Copland относят DAC 215 прежде всего к цифро-аналоговым преобразователям, согласиться с этим никак не получается. Как я уже упоминал ранее, подобно хорошему швейцарскому ножу, DAC 215 является очень универсальным устройством, сочетающим в одном корпусе высококачественный цифро-аналоговый преобразователь, предварительный усилитель и ламповый усилитель для наушников.
На задней панели DAC 215 можно обнаружить две пары линейных выходных разъёмов RCA, одна с фиксированным выходом (DAC Output), вторая с регулируемым (Amplifier Output), что позволяет изначально определить место аппарата в системе – либо только ЦАП, либо полноценный предварительный усилитель. Стоит отметить, что кроме пары оптических входов, одного коаксиального разъёма и входа USB имеется также одна пара линейных входов для подключения аналогового источника, например, проигрывателя виниловых пластинок (естественно, через фонокорректор).
Секция цифро-аналогового преобразователя построена на основе 32-битного чипа SABRE ES9018, включённого в конфигурации 8 моноконвертеров на каждый из 2-х каналов (4 конвертера в фазе и 4 в противофазе в каждом канале). Такая конфигурация позволяет существенно повысить статистические показатели — мощность сигнала возрастает, а мощность шумов снижается. В результате, показатель сигнал/шум удаётся получить на уровне 120 дБ. Файлы с наибольшим разрешением DAC 215 принимает по USB, в частности, PCM вплоть до 32бит/384 кГц, а DSD до 5,6мГц. При подключении компьютеров Mac и Linux дополнительной установки драйверов не требуется, драйверы для Windows можно загрузить с сайта компании. По оптическому и коаксиальному соединению разрядность PCM файлов не превышает 24 бит, а дискретизация 192 кГц. Техническое совершенство и универсальность использования налицо, теперь осталось разобраться со звучанием, и можно будет делать окончательные выводы. Всего несколько секунд и потоки «ноликов и единичек» по коаксиальному кабелю устремляются ко входу DAC 215. Ещё мгновение, и усилитель берёт контроль над достойными, но немного упрямыми и неподатливыми акустическими системами, в комнате появляется Diana Krall.
Есть такое мнение, что записи Diana Krall просто не могут звучать плохо, и отчасти это действительно так. Именно по этой причине хороший результат был вполне ожидаем. Размеренные треки с альбома Quiet Nights радуют с первых нот. Мягкий, чуть бархатный оттенок голоса кажется совершенно живым и осязаемым, а минимальное музыкальное сопровождение — глубоким и натуральным. При прослушивании спокойных джазовых музыкальных произведений очень важно правильно выбрать уровень громкости, который не стоит превышать. На умеренном уровне DAC 215 переносит слушателя в небольшое джаз-кафе, где вышеупомянутая Diana Krall, удобно расположившись на небольшой сцене, чуть утомлённым голосом исполняет свои самые трогательные произведения. Хорошая локализация и передача размеров музыкальных инструментов помогают погрузиться в атмосферу небольшого бара и создают ощущение присутствия с максимальной степенью реальности.
Во время прослушивания DAC 215 невольно ловишь себя на мысли, что новинка от Copland не старается завоевать расположение слушателя искусственным образом. Воспроизводя музыку, DAC 215 не обращает на себя пристального внимания, предпочитая оставаться в тени и уступать место самой музыке и остальным компонентам тракта. В звучании нет яркости и броскости, нет псевдодетальности, перерастающей в сухость и аналитичность. Нет нарочитой выразительности, той, что на самом деле в записи отсутствует. Наилучшим образом звучание можно описать, как комфортное со сглаженными острыми углами, при этом с фирменной свободой, свежестью и воздушностью.
Желающий услышать детали — услышит их, стороннику слитности тоже всё понравится. Соблюдение баланса между слитностью и детальностью позволяет полноценно раскрыть суть музыкального произведения, исключая при этом хирургическую точность. Для тех, кто любит слушать посторонние музыкальные призвуки «канифоль на смычке» или скрип половицы под ногой дирижёра и вздох вокалиста перед началом длинной партии, есть много других ЦАПов, чья музыкальность приносится в жертву точности и рафинированности. У DAC 215 цели совершенно иные, его задача занять место в тракте меломана, для которого техническая сторона вопроса вторична, а музыка находится на первом месте.
Отсутствие лишней теплоты и мягкости в характере звучания ЦАПа не помешало ему «привести в чувства» чуть резкую по звучанию запись Foreigner «Waiting for a girl like you», на некоторое время упущенную мной из внимания. Красивый и романтичный трек больше не напрягал слух и звучал сбалансированно. В вокале Марка Нофлера (Mark Knopfler) с его сольных альбомов чувствуется почтенный возраст исполнителя и лёгкая хрипотца. Качественная и красивая передача тембра голоса несомненно является сильной стороной DAC 215.
Да, старые мастера рок-сцены звучат очень достойно, но, как оказалось, бессмертная классика для DAC 215 тоже не является проблемой. Как только английский камерный оркестр под управлением Леонарда Слаткина начинает выплёскивать на слушателя первые строки известнейшего произведения Вивальди «Времена года», любые мысли о смене диска пропадают на ближайшие 40 минут. Немного непрофессиональную запись порой выдают посторонние скрипы и кашель в зале на заднем плане, но при всём при этом, это лучшая версия великолепного произведения. Широкий динамический диапазон произведения позволяет оценить все возможности ЦАПа: от мельчайшей нюансировки тихих скрипичных начинаний, и заканчивая громкой и очень мощной кульминацией «Летней грозы» — всё это держит слушателя в кресле, возле которого лежит зонт, на случай, если музыкальная гроза перерастёт в настоящую.
Если лёгкий джаз надо слушать на умеренной громкости, то для тяжёлого рока такой подход можно считать кощунством. Драйв, динамика, мощь и агрессия должны вырываться из акустических систем, а не вызывать умиротворение и спокойствие. Только тогда, когда нога начинает притопывать в такт ударной установке, можно считать, что уровень воспроизведения достаточный. Aerosmith и Metallica – вот те исполнители, которые заставили меня выкрутить ручку громкости так, что коллеги из соседнего помещения решили заглянуть и узнать, всё ли у меня в порядке. Да, спасибо, всё хорошо, я просто решил посетить концерт, не выходя из комнаты прослушивания!
Metallica звучала сочно и дерзко, даже на самых сложных и перенасыщенных моментах DAC 215 старался сохранить точность и прозрачность, не смешивая все гитары в одну массу. Безусловно, нельзя отрицать того, что свой вклад в общий успех внесли не только ЦАП, но и все остальные участники тракта, но достоинства DAC 215 это ничуть не умаляет. Классические баллады Aerosmith с альбома «Get a grip» 1993 года знают все, и именно они были следующими на очереди. Потрясающие хиты «Crazy» и «Crying» отыграли мощно и насыщенно, сохранив присущий им романтизм, некоторую смягчённость и теплоту звучания, которые DAC 215 пропустил через себя, не убрав и ни прибавив ничего лишнего.
«Мы верим, что одинаково точное звучание можно получить не только от транзистора, но и от лампы» — именно так говорил основатель и главный разработчик компании Оле Моллер. Вспоминая это утверждение, я с интересом переключаю DAC 215 в режим работы в качестве лампового усилителя для наушников. Необычный переключатель, по совместительству являющийся индикатором, меняет свой цвет. Теперь есть только я и музыка, льющаяся из наушников.
Теперь все характеристики звучания завязаны исключительно на самом аппарате, и что-то обязательно должно измениться с уходом из цепочки усилителя, кабелей и акустических систем. На подсознательном уровне ожидаешь немного более искусственного звучания с выдвинутой, если можно так сказать, сценой. Но нет, нейтральность сохраняется, и нет никаких намёков на наличие музыкальных «вкусовых добавок». Очень свежее, точное и быстрое звучание не раз заставляло подумать о целесообразности применения радиоламп в схемотехнике, но в этом суть подхода разработчиков. Удобству использования лампового каскада уделено дополнительное внимание. Небольшое окошко в верхней крышке предназначено для замены ламп на новые без необходимости вскрытия всего корпуса аппарата.
Прослушивание продолжалось, но попытки делать дополнительные умозаключения прекратились. Под самый конец хотелось просто слушать музыку без оглядки на тестовые записи и необходимости отыскивать достоинства и недостатки. Настало время прослушивания ради удовольствия, а это самый главный показатель того, что аппарат действительно стоящий.
Вердикт
Некоммерческий звук Copland DAC 215 не утомляет вне зависимости от того, каким именно образом он используется, в наушниках или же в составе стационарного тракта. Технически совершенный и сбалансированный аппарат с консервативным подходом к фирменному качеству звучания и дизайну, помноженными на последние цифровые технологии, это именно то, что ищет большинство меломанов, не желающих гнаться за модой.
Рекомендованная розничная стоимость 192 000 рублей.
Рекомендуем!
Контрольный тракт:
Источник:
CD-проигрыватель: Densen B-440
Усилитель: Densen B-120
Цифровой коаксиальный кабель: Tellurium Q Waveform
Акустический кабель: Mit Cables SL9
Аналоговый межблочный кабель: Leema Linx Three
Акустические системы: Totem Forest