Focus Audio Master 2 – сентиментальные гиганты
Имеет ли размер значение? Ответ на этот неоднозначный вопрос столь же неоднозначен. Всё зависит от контекста, в котором звучит вопрос. Устойчивое выражение «размер не имеет значения» уже давно превратилось в повсеместно применяемую шутку, но когда дело касается акустических систем, шутки становятся неуместными. Размер акустических систем имеет значение и спорить с этим бессмысленно. Сколько бы не кричали сторонники того, что взаимосвязи между параметрами и качеством звучания акустических систем нет вовсе или же она не так очевидна, ситуация не изменится. Есть законы физики, которые никто не отменял и которые лежат в основе проектирования любых акустических систем. Другое дело, что взаимосвязь параметров (в том числе и размеров) и качества звучания акустики не является линейной, так как зависит от множества дополнительных факторов, а оценивается субъективным методом (прослушивание).
Как правило, небольшие акустические системы имеют ограничения по низу частотного диапазона, что частично компенсируется небольшими помещениями прослушивания, немного «усиливающими» низы, использованием фазоинверторов, акустических лабиринтов и пассивных излучателей, а так же прочих ухищрений. Несмотря на положительный эффект в увеличении полновесности звучания, его можно сравнить с усилителями вкуса в пищевой индустрии, когда вкус усиливается, но вместе с этим пропадает ощущение натуральности продукта и «правильности» его вкуса. Чем меньше акустические системы, тем больше вмешательство в звучание со стороны описанных «ухищрений», и каждое из них имеет свою «оборотную сторону медали». С этой точки зрения, с увеличением размера акустических систем, острота проблемы в теории спадает. Сегодня мы будем рассматривать и слушать акустические системы Focus Audio Master 2, которые, исходя из моих рассуждений, должны быть лишены большинства проблем, единственной оставшейся из которых будет подходящее по размерам помещение.
Чем больше акустические системы и ниже граница частотного диапазона – тем больше должно быть помещение для их установки. Эту закономерность в большинстве случаев можно считать константой. Любое отступление от неё может привести к бубнению, гудению и резонансам, что сведёт на нет все усилия по созданию идеального звучания. Учитывая исполинские размеры Focus Audio Master 2 (180см x 33см x 45см (ВхШхГ)), помещение для них должно быть весьма просторным. В моём распоряжении зал около 50 кв.м., и я искренне надеюсь, что его хватит.
Технические характеристики Focus Audio Master 2 впечатляют. Оснащение каждой акустической системы парой низкочастотных динамиков ETON 11-581/C8/50 HEX SYMPHONY II, диаметром 11 дюймов, позволило обозначить нижнюю граничную частоту воспроизводимого диапазона на уровне 20 Гц. Эквивалентный объём для каждого динамика составляет 134 литра, что лишний раз объясняет крупные размеры акустических систем. За воспроизведение высоких частот отвечают по паре Scan-Speak Revelator D2905/990000 в каждой колонке, работа которых прекращается на отметке в 25 кГц. Если с определением моделей низкочастотного и высокочастотного излучателей проблем не возникло, то среднечастотный динамик оставил несколько загадок. Известно, что производителем среднечастотных динамиков также является ETON, а также то, что динамики относятся к серии SYMPHONY II, но присутствует небольшая нестыковка. ETON выпускает среднечастотный динамик 5-312/C8/25 HEX SYMPHONY II диаметром 5 дюймов, но в спецификации производителя значится такой же диаметром 5,5 дюймов. Что это, ошибка в описании или ETON выпускает динамики для Focus Audio по спец заказу, выяснить не удалось. Ещё одной загадкой является разная форма «пули» в центре среднечастотника. В тестируемых Master 2 «пуля» имеет коническую форму и расщепление острия на множество сегментов. На других фотографиях в сети (в том числе на сайте производителя) можно увидеть модификацию динамика с «пулей» цилиндрической формы с усечённой вершиной. Разные ли это излучатели или незначительная модификация одного и того же драйвера, неизвестно, но, судя по всему, «цилиндрическая пуля» осталась в прошлом, так как на сайте ETON подобные динамики уже отсутствуют в перечне производимых.
По заявлению производителя, чувствительность Focus Audio Master 2 составляет 92 дБ, но как именно измерялся этот параметр пока непонятно. На сайте производителя значится 92дб/1В/1метр, но в брошюре, которую можно найти на сайте, информация немного иная: 92дБ/2,83В/1метр. Таким образом, остаётся загадкой, сколько именно Вольт подавалось на акустику при измерении чувствительности. К счастью, реальное значение чувствительности имеет существенное значение в случае использования очень маломощных усилителей, но, судя по всему, Master 2 рассчитаны не на такое партнёрство. В качестве рекомендуемой мощности усилителя указывается значение от 50 Вт до 1000Вт, что в совокупности с импедансом 4 Ома даёт лёгкий намёк на транзисторный тракт или мощные ламповые усилители с клеммами для подключения низкоомной акустики. Стоит отметить, серия Master, единственная в ассортименте компании, не рассчитана на работу с фирменными ламповыми интегральными усилителями, так как их выходная мощность не превышает 32 Вт, что ниже нижнего порога рекомендуемой мощности. Для подключения акустических систем к усилителю предусмотрено наличие двух пар акустических клемм из серебра, покрытого слоем родия, позволяющих проводить эксперименты с подключением Bi-Wiring.
Для опытного слушателя вопрос относительно того, как должны звучать Focus Master 2 не будет вызывать интриги, виной чему являются стереотипы. Большие акустические системы должны звучать очень массивно, увесисто, мощно, со смещением тонального баланса в область нижнего регистра – именно на такие заблаговременные выводы подталкивают стереотипы и опыт прослушивания крупных колонок. Рассуждая логично, нельзя исключать именно такого звучания от Master 2. Такие мысли сами собой рождаются в сознании при взгляде нацеливающихся на слушателя 11-ти дюймовых низкочастотных вуфера, которых, напомню, в каждой колонке по два. Будто бы в подтверждение этих опасений на задней панели каждой акустической системы можно обнаружить пару фазоинверторов, разбивающих последние надежды на лёгкое звучание. А что на счёт воспроизведения музыки на небольшой громкости поздно вечером? В свете последних описанных событий этот вопрос кажется бессмысленным… К счастью, всё это лишь стереотипы, надежда на разрушение которых всё ещё жива, так как прослушивание колонок у нас ещё впереди.
Нажимая «play» на CD-проигрывателе, слушатель невольно начинает верить в чудеса. Вы спросите меня почему, но я с радостью отвечу Вам. Основная часть опасений рассеивается при первых же нотах и аккордах. Где та «увесистость» и «грузность» нижнего регистра, которые казались неизбежными, где зажатость и скованность звучания на небольшой громкости? Вопросы появляются, но остаются без ответа, но он и не нужен, ведь очевидность происходящего не вызывает сомнений. Как же так, зачем тогда большие вуферы, если по факту я не чувствую всем телом вибрации пола и воздуха в комнате прослушивания при любом ударе по барабанам или переборе струн на бас гитаре? Ответ кроется в самом вопросе — Focus Audio Master 2 проявляют индивидуальный подход к каждому исполнителю, треку, звуку, сотрясая стены лишь там, где это действительно необходимо и проявляя «скромность» там, где нижние частоты являются лишь сопровождением остальной мелодии, но не основой всего.
Разработчики «научили» Focus Audio Master 2 правильно оценивать воспроизводимый материал, прибегая к своим возможностям лишь там, где это действительно нужно. Благодаря такому подходу, столь крупные акустические системы обладают очень ровным тональным балансом. На хорошо знакомом мне диске Adele «21» есть ряд треков, заставляющих гудеть даже небольшие акустические системы, но моему удивлению не было предела, когда весь альбом прозвучал без намёков на несовершенство баса. Во многих случаях, причиной гула является фазоинвертор, который конструкторы акустики старательно настраивают на как можно более низкую резонансную частоту, чтобы сравнительно небольшие колонки могли похвастаться мощными низами. К сожалению, такой подход снижает натуральность непринуждённость звучания нижнего регистра, за счёт того, что в самом низу частотного диапазона фазоинвертор проявляет чрезмерное старание, нацеленное лишь на количество низов, но никак ни на их качество. В результате получаем гул, замедленный бас, «пыхтение», резонансы самого фазоинвертора и помещения под прослушивание. У Focus Audio Master 2 всё обстоит иначе, крупные вуферы и большой литраж корпуса изначально способны обеспечить полноценный низ диапазона, поэтому роль фазоинверторов, ровно как и их участие в общем результате очень незначительны. Даже при воспроизведении динамичных моментов, находясь позади Master 2 невозможно упрекнуть их в наличии каких-либо посторонних звуков, не имеющих прямого отношения к записи.
Любые попытки «вывести колонки из себя» заканчивались провалом, стабильное поведение и на любом музыкальном материале было явным проявлением мастерства. В этот самый момент, начинаешь понимать, за что именно серию акустических систем назвали «Master». Будь то произведения гениев электронной музыки из Enigma, или современные поп исполнители с однообразной, но мощной басовой палитрой, Focus Audio Master 2 продолжали стоять на своём и не давали низам никакого шанса на смещение в свою сторону частотного диапазона. Тем не менее, стоит отметить, что в случае, если сама запись подразумевает доминирование нижнего регистра, Master 2 безоговорочно воспроизводит самые глубокие низкие частоты, причём делает это очень непринуждённо.
Удивительно качественный контроль за самыми трудными в воспроизведении частотами (низкими) не смог сказаться на звучании остального спектра частот. При воспроизведении лёгких и мелодичных произведений, в которых не подразумевается присутствие нижнего спектра частот, например, соло на арфе в исполнении Лавинии Мейер (Lavinia Meijer), создаётся впечатление, что низкочастотные вуферы просто отключаются, уступая своё место удивительно прозрачно и легко звучащим среднечастотным излучателям. Ни малейшего намёка на окраску и ни грамма лишней тяжести в звучании. Чувствуется каждая струна, то как звук отрывается от колонок и парит в воздухе, формируя полноценный объёмный 3D-образ. Кристальная чистота и нейтральность – это наиболее точное описание для Focus Audio Master 2.
Focus Audio Master 2 ломает стереотипы. Отсутствие выраженных жанровых предпочтений и фирменного оттенка звучания делает эти акустические системы одними из наиболее честных с точки зрения подачи музыкального материала. Нейтральность, непринуждённость, прозрачность и свежесть звучания оставляют любую окраску звучания на совесть остальному аудио тракту, к подбору которого теперь придётся относиться более серьёзно. От прослушивания этих удивительных колонок невозможно устать, они не давят на слушателя, что является весьма редким явлением для представителей столь крупных размеров.
С чем можно сравнить акустические системы Master 2 от Focus Audio? Пожалуй, что со спортивным автомобилем, под капотом которого сотни лошадиных сил мощности и широкие возможности управления ими. При необходимости на нём можно ехать с той же скоростью что и остальной поток автомобилей, но как только появится желание, можно мгновенно сорваться с места и оставить всех позади себя. Точно так же ведут себя Focus Audio Master 2, способные звучать не только масштабно и неукротимо, под стать своим размерам и характеристикам, но и трогательно, а также душевно и эмоционально, что, порой, могут обеспечить лишь очень качественные компактные модели.
Контрольный тракт:
CD-проигрыватель: Ensemble Dirondo Player
Предварительный усилитель: Audio Research Reference 5
Усилители мощности: Audio Research Reference 210
Акустический кабель: Audiomica Genimedes Ultra Reference
Межблочный RCA кабель (CD/предварительный усилитель): XLO Limited Edition
Межблочный XLR кабель (предварительный усилитель/усилители мощности): Audiomica Rhod Reference
Силовой кабель (CD-проигрыватель): XLO Unlimited Edition
Силовой кабель (предварительный усилитель): Audiomica Ness Excellence
Силовой кабель (усилители мощности): Audiomica Callisto Ultra reference