Наши впечатления от Hi-Fi & High End Show 2019
Выставка закончилась, а впечатления остались. Было ли интересно? Пожалуй, было, ведь именно здесь можно увидеть и послушать то, что едва ли появится во всех специализированных салонах, особенно если салон расположен за пределами Москвы. Однозначно заявить, что все сетапы звучали бесподобно, я не могу. Что-то очень порадовало, нечто искренне удивило, а кое-что разочаровало.
Порой появлялось впечатление, что не все участники позиционируют ежегодное мероприятие как возможность продемонстрировать достоинства своего тракта. Это прослеживалось не только в подборе музыкального материала, не всегда раскрывающего потенциал системы, но и в составе некоторых трактов, ровно, как и в их конечной настройке. Именно такая тенденция позволила безошибочно выделить тех, для кого аппаратура и музыка полностью превратилась лишь в бизнес, и тех, кто всё ещё по-настоящему влюблён в своё дело и музыку.
Обойти все экспозиции за один день вполне возможно, но в этот раз мы решили посвятить выставке не один, а два дня. Причиной такого решения стала насыщенная программа мероприятий в первый день выставки, никак не позволяющая успеть обойти все комнаты, напичканные премиальной аппаратурой.
В самом начале первого дня для всех желающих стартовал «круглый стол», посвящённый тенденциям развития рынка Hi-Fi и High-End аппаратуры в России, а также рассуждениям, кому и как её продавать. Внушительный список профессиональных докладчиков привлёк немало внимания посетителей, устремившихся в панорамный зал шестого этажа. Забитый под завязку зал существенно разрядил обстановку на этажах, где из-за сниженной концентрации посетителей, сбежавших на прослушивание теоретической дискуссии, стало значительно просторнее. Не надеясь подчерпнуть чего-либо нового из докладов вещавших на круглом столе спикеров, мы воспользовались ситуацией, чтобы бегло ознакомиться с экспозициями участников и наметить себе примерный маршрут своих дальнейших перемещений.
Короткое 10-секундное знакомство с каждой комнатой, и мы уже спешим в малый конференц-зал, где как раз стартовала специализированная дилерская конференция компании Blade, одного из ведущих российских дистрибьюторов портативной аудио техники и наушников, стремительно наращивающего портфель своих брендов и укрепляя свои лидерские позиции. Особый интерес к конференции рождал состав докладчиков, состоящий не из русскоязычных бренд-менеджеров, а из иностранцев, представляющих свои бренды через переводчиков. Самая достоверная информация из первых уст – это всегда интересно.
Свои новинки представили такие производители, как Audio-Technica, HiFiMAN, FiiO, Meze Audio, Audio Pro. В частности, HiFiMAN анонсировали выпуск первых полноразмерных беспроводных планарных наушников. Представитель FiiO раскрыл секрет, что один из основных акцентов в ближайшее время будет не только на продолжении выпуска портативных плееров, но и на разработке набирающих популярность полностью беспроводных внутриканальных наушников. Известный российским потребителям канадский бренд Audio Pro сместил акцент своего ассортимента в сторону активных и беспроводных акустических систем.
Одним из наиболее интересных гостей оказался основатель и главный разработчик Meze Audio. С первых же минут он сразу акцентировал внимание на том, что не является коммерсантом и производство наушников – это увлечение, которое по счастливой случайности превратилось в доходное дело. За весьма короткий промежуток времени ассортимент бренда существенно увеличился. Теперь вместо одной модели 99 Classic, которая принесла бренду всемирную известность, модельный ряд включает упрощённую версию 99-х и несколько вариантов внутриканальных наушников. Кроме этого, существенным этапом в развитии бренда стал выпуск флагманских планарных полноразмерных наушников Empyrean стоимостью $3000. К слову сказать, мембраны для новых наушников производятся в Украине. Кроме этого, был раскрыт секрет логотипа компании. При беглом взгляде на эмблему можно было предположить, что это лира, но справедливо это лишь отчасти. По факту, это птица лирохвост, а вернее её очертания, если смотреть на неё анфас.
Учитывая посещение конференции, оставить без внимания экспозиции портативного аудио и наушников было бы не совсем справедливо, тем более, что она была весьма популярна. Если не считать обширную выставку экспонатов в конферанц-зале компании Blade, которая широкому кругу посетителей стала доступна лишь со второго дня, не меньший интерес представлял соседний зал, посвящённый непосредственно наушникам и усилителям для них. Именно тут можно было познакомиться максимально близко с полным ассортиментом планарных наушников Audeze, которые не так легко найти в одном месте за пределами выставки. Кроме этого, тут сосредоточились экспозиции Beyerdynamic, Denon, Focal, и многих других. Уголок импортозамещения был представлен российскими производителями наушников Kennerton и Stereopravda, подобраться и послушать которые так и не удалось из-за обилия желающих пообщаться с разработчиками и получить свою долю внимания.
Те, кто посетил выставку начиная со второго дня, получили полный доступ к широчайшему ассортименту продукции Fostex, Astell&Kern, Audio-Technica, FiiO, Cowon, Meze Audio, Audio Pro и многих других брендов, представляемых на российском рынке вышеупомянутой компанией Blade. Все наушники и аудио устройства были в рабочем состоянии и в полном распоряжении посетителей. Пожалуй, это была наиболее идеальная возможность познакомиться с ассортиментом без необходимости испытывать на себе оценивающие взгляды напряжённых продавцов-консультантов какого-либо магазина, не проявляющих должного участия и дружелюбия в случае подозрения, что покупка не состоится. На выставке Вы предоставлены сами себе, и никто не обвинит вас в том, что Вы пришли именно послушать, а не купить тот или иной товар. Кроме этого, посетителям экспозиции Blade представилась уникальная возможность не только услышать всё своими ушами, но и задать интересующие вопросы иностранным гостям, представляющим свои бренды.
Стоит отметить, что в этом году выставка наушников сосредоточилась не только на верхнем этаже, но и частично расползлась на нижние этажи, где под топовые модели наушников были выделены дополнительные несколько помещений. Наиболее посвященные эстеты точного воспроизведения музыки могли оценить качество воспроизведения музыкального материала через топовые электростатические наушники Stax SR-009, подключённые к самому совершенному усилителю бренда Stax SRM-T8000. Демонстрация комплекта происходила по расписанию в комнате компании Inforcom, где кроме наушников поселился комплект британского бренда Rega и очень интересная и необычная система от Bryston.
Чем же так примечательна была система от Bryston? Основная особенность тракта была в использовании внешнего активного кроссовера и шестиканального усиления. Именно тут можно было увидеть настоящую систему Tri-amping, такой какой она должна быть, реально и правильно работающей. Суть весьма проста, для правильной реализации потенциала трёхполосного усиления недостаточно подать полнодиапазонный сигнал тремя кабелями на разные клеммы, после чего с ним начинает работать встроенный в колонки кроссовер. Такой подход практически ничем не отличался от использования одного кабеля в паре с перемычками. А как это сделать правильно? У компании Bryston на это есть свой достойный ответ. На выставке была представлена система с участием полочных акустических систем Mini T Active, внутри которых нет пассивного кроссовера. Вместо этого в системе используется внешний активный кроссовер, устанавливаемый между предварительным стереоусилителем и 6-канальным усилителем мощности. Кроссовер BAX-1, получая стереосигнал, раскладывает каждый канал на три частотных диапазона, после чего каждый из шести получившихся каналов (по три на колонку) отправляется на свою секцию 6-канального усилителя мощности. Усиленные по раздельности диапазоны частот по трёхкабельному подключению поступают на колонки, каждый на свой динамик. Звучит столь интересная монобрендовая композиция очень впечатляюще. Пожалуй, не слукавлю, если скажу, что в своей ценовой нише на выставке конкурентов по звучанию система от Bryston имела не много.
Новая встреча со старыми знакомыми – именно так можно назвать премьерный показ акустических систем Martin Logan, которые снова вернулись в Россию. Представлять бренд взялась компания Digital Fruits. Наиболее интересной из представленных на экспозиции моделей была Renaissance ESL 15A с активной сабвуферной секцией, оснащенной двумя 12-дюймовыми драйверами, сдвоенным усилителем класса D мощностью по 500 Вт. Казалось бы, огромные колонки с большими сабами просто обязаны были загудеть в скромном гостиничном номере, но не тут-то было. Старшая модель оснащена функцией коррекции акустики помещения, позволяющей избежать (или, как минимум, минимизировать) эффект стоячих волн, гудения и перекоса тонального баланса. Кроме этого, посетители могли познакомиться с полным ассортиментом стримеров Audender, полный ассортимент которых расположился не только в комнате дистрибьютора, но и расползся по большинству экспозиций коллег по цеху.
В центре одной из экспозиций компании Barnsly на этот раз находились не сами аудио компоненты, а своеобразный аудио аксессуар от бренда Nordost. Новинка, получившая название QKORE, представляет собой заземляющее устройство, способное отводить от аудио компонентов помехи и за счёт этого улучшать звучание. Согласно заявлениям производителя в пресс-релизе (май 2017 года), использование QKORE обеспечивает незамедлительное снижение шума, повышение точности и чёткости, а также общее повышение музыкальности воспроизведения. Демонстрация проводилась на компонентах Hegel (включая топовый интегральный усилитель Hegel H590 и CD-проигрыватель Mohican) и акустических системах System Audio новой серии Legend.
Представленный тракт действительно звучал очень чисто, чётко и мощно. Являлось ли это заслугой QKORE, осталось загадкой, так как сравнительного прослушивания системы с QKORE и без него при нас не производилось. Тем не менее, представитель Barnsly ненароком намекнул присутствующим, что хоть QKORE и вносит свой вклад в конечный результат, основную ответственность за чёткость нижнего регистра берут на себя акустические системы. Именно с этой целью производитель использует в своих изделиях много одинаковых низкочастотных динамиков сравнительно небольшого диаметра вместо одного или двух крупных драйверов. Объясняется такое решение просто. Управлять крупными драйверами с тяжёлыми диффузорами очень сложно. Их сложно резко привести в движение и ещё сложнее мгновенно остановить. Это под силу лишь очень мощным и способным усилителям, которые стоят совсем не дёшево. В результате бас получается не чётким, чуть смазанным и размытым. Если же использовать много небольших драйверов с практически невесомыми диффузорами, то такой проблемы не возникает. При этом суммарная площадь множества небольших диффузоров сопоставима или превосходит аналогичный параметр у акустических систем с одним или двумя крупными излучателями.
Особые, ни с чём не сравнимые впечатления оставила система, представленная компанией Qvinta. За воспроизведение цифровых носителей отвечали компоненты dCS, пластинки воспроизводились на роликовом проигрывателе Reed Muse 3C, за процесс усиления отвечали аппараты Nagra, играло всё это через акустические системы EgglestonWorks The Viginti. Безумно дорого, но очень интересно. Гигантские акустические системы весом более 100 кг выглядят очень устрашающе и может показаться, что место в скромном помещении для них будет явно недостаточно, но стоит включить музыку и сомнения рассеиваются. Та деликатность, с которой EgglestonWorks The Viginti отыгрывали любой музыкальный материал, не сравнима ни с одним конкурентом из тех, что были представлены на выставке. Удивительно и приятно было то, что колонки звучат совершенно не предвзято и воздушно с полным отсутствием каких-либо намёков на тяжеловесность. На некоторых треках чувствовался колоссальный низкочастотный потенциал, который готов был раскрыться при первой возможности. Воспроизведение смычковых и вокала настолько натурально и прозрачно, что, закрыв глаза, не верится участие в процессе столь больших акустических систем. Совершенно не привязанная к колонкам музыка парила в воздухе, формируя объёмную трёхмерную, практически голографическую музыкальную сцену.
Приятные воспоминания остались о второй комнате Qvinta, где играла связка Q Acoustic с электроникой Sim Audio MOON. Несмотря на то, что как таковой бренд Q Acoustic не у всех ассоциируется с тем ценовым сегментом, в который попали участвующие в тракте акустические системы Concept 500, своё дело колонки выполнили сполна.
Попробовать потолкаться локтями в сегменте супер-премиум решила дистрибьюторская компания Next Hi-Fi, представив на суд слушателей выпущенный специально к 40-летию бренда топовый комплект усилителей Chord Electronics ULTIMA стоимостью более 100 000 фунтов стерлингов. Чести играть в таком обществе электроники удостоились акустические системы PMC. В этом же тракте нашёл своё место самый передовой цифро-аналоговый преобразователь Chord Electronics Dave. Сказать, что связка отыграла превосходно, значит не сказать ничего. Брутальные гигантские полочники от PMC продемонстрировали, что в случае необходимости могут быть не только громкими и мощными, но также кроткими и чуткими. К сожалению, во время нашего посещения экспозиции удалось по достоинству оценить лишь детальность, объёмность и прорисовку сцены. Динамические характеристики и способность контролируемо звучать на сложных и громких произведениях оценить не получилось из-за представленного материала, который был преимущественно спокойным и эмоциональным.
Кроме основной своей флагманской системы, Next Hi-Fi презентовал общественности новый для российского рынка бренд акустических систем Fyne Audio, основной ассортимент которого является весьма бюджетным и доступным для большинства слушателей. Единственным исключением из этого правила являются флагманские колонки, которые существенно дороже всего остального модельного ряда. К сожалению, флагманы выполняли на выставке лишь декоративную функцию и не были подключены к системе.
Ни одна выставка не обходится без пары комнат, оборудованных компанией T-art. В этот раз ключевой новинкой выступили новые акустические системы Piega Master Line Source 3 с фирменными коаксиальными динамиками. Новинка заняла нижнюю строчку в модельном ряду Master Line. Швейцарская точность Piega в рамках выставки сочеталась с немецкой педантичностью Accustic Arts. Комплект проявлял уверенную способность воспроизводить очень мощный и масштабный нижний регистр в сочетании с лёгкой прохладой и высокой точностью воспроизведения всего остального частотного диапазона. Пожалуй, именно этот комплект станет желанным для состоятельного аудиофила, не желающего потерять в деталях при прослушивании своей коллекции музыки.
Во второй комнате по традиции располагалась связка из ламповой электроники Trafomatic Audio и акустических систем Audio Physic. В этот раз у посетителей была возможность услышать звучание акустики Avantera III, управляемой самыми мощными ламповыми моноблоками NOA monoblocks. Если в предыдущей комнате звучание было чуть аудиофильским, то в этой, напротив, царила мягкость, насыщенность обертонами, теплота и сочность.
Принципиально другой подход к High-End аудио традиционно демонстрирует компания Gong-AV, в ассортименте которой всегда много экзотической аудио техники. Нынешняя выставка не стала исключением. В этот раз на экспозиции разместился весьма пёстрый ассортимент. Начиная от проигрывателя винила с оптическим картриджем от DS Audio и заканчивая привлекающими к себе внимание большими акустическими системами PBN Audio M2!5, выполненными в ретро-стиле с парой 15-дюймовых драйверов и твитером с рупорным оформлением. Не меньше внимания привлекал к себе большой 67-киллограмовый ламповый усилитель Genus от Aries Cerat и традиционно красно-золотые усилители DartZeel, но даже они не могли стать звёздами этой комнаты, соседствуя с работающим бобинным магнитофоном Studer. Если хозяева этой комнаты хотели окунуть посетителей в атмосферу прошлого, то у них это превосходно получилось.
Свои сюрпризы подготовила компания CI Group. Специально к выставке они привезли наделавший шума в Европе усилитель, интегрированный в один корпус со стримером и получивший название NAD M10. Новинка получилась весьма недешёвой с учётом её миниатюрных размеров. Стоимость NAD M10 составила чуть меньше 240 000 рублей, что было немного обескураживающе, ведь за эти деньги уже можно замахнуться на раздельные полноразмерные усилитель и стример, которые вкупе едва ли уступят малышу, а может и вовсе превзойдут его. Тем не менее, судить об этом пока рано, ведь наше знакомство с новинкой было весьма скомканным и недостаточно подробным. Но не только NAD M10 был в центре внимания посетителей, в небольшой тесноватой комнате кроме него разместились вернувшиеся на российский рынок акустические системы Mission, которые успели весьма масштабно обновить свой модельный ряд и внешний дизайн.
Armada Sound обе занятые комнаты посвятила презентации новинок от итальянского производителя акустики Sonus Faber. В формате многоканального кинотеатра демонстрировалась новая линейка колонок Sonetto, работающая под управлением комплекта электроники Mcintosh. Несмотря на стой утончённый и немного аристократичный внешний вид, представленная акустика с гордостью отстояла своё право называться универсальным исполнителем, способным не только на воспроизведение скрипичных трелей и оперного вокала, но и передавать всю мощь и динамику звуковых дорожек самых громких боевиков и рок-концертов.
Во второй комнате царила более аристократичная атмосфера, ведь именно тут можно было впервые увидеть и услышать обновлённые полочные акустические системы Electa Amator III, заведомо отделённые от толпы слушателей толстыми бархатными канатами. Реализовать потенциал эксклюзивных полочников было поручено компонентам Audio Research. Обилие посетителей и не совсем подходящая для сравнительно небольших колонок площадь помещения не позволили сформировать устойчивого мнения о том, как звучат Electa Amator III. Если же говорить о первичном мимолётном впечатлении, не претендующем на объективность, колонкам немного не хватало уверенности в области баса, которого немного не хватало для полновесного воспроизведения музыкальных произведений. Виной этому, скорее всего, является неподходящее помещение, которое небольшим полочникам сложно заполнить полновесным звуком. Середина и верха как всегда на очень достойном уровне.
Помню, как в конце 2016 года мне удалось пообщаться с Нико Мемоли (Nico Memoli), владельцем бренда NIME Audiodesign. В честь этой беседы вышла в свет статья о бренде. В то время Нико активно искал дистрибьютора в России и лишь в 2019 году его мечты сбылись. С этого года акустические системы NIME Audiodesign появились в продаже на территории России не без помощи компании Exclusive Audio, ставшей эксклюзивным представителем бренда.
Отличительной чертой необычных итальянских акустических систем является эксцентричная форма корпуса и нержавеющая стать в качестве его материала. Очень качественно выполненные колонки, тем не менее, выглядят очень странно и непривычно и впишутся не в любой интерьер. При производстве акустических систем используются одни из самых совершенных динамиков производства Accuton. На демонстрации возможностей колонки удивили присутствующих. Сравнительно небольшой объём корпуса и диаметр динамиков не предвещал хорошего потенциала по низким частотам. Тем не менее, баса хватало, по крайней мере, его было больше, чем можно было ожидать от этих полочников. В частности, это ощущалось при воспроизведении органа, где колонки если не идеально, то как минимум достойно отыграли нижний регистр.
Компания Simple Distribution традиционно делает упор и основную ставку на бюджетные бренды, справедливо полагая, что именно доступный Hi-Fi должен быть наиболее интересен широкому кругу слушателей. С этой целью, основная часть экспозиции вращалась вокруг продукции Magnat, Jamo и Emotiva. В первой комнате был собран многоканальный кинотеатр на электронике и акустике Emotiva, где также был презентован новый универсальный проигрыватель Pioneer UDP-LX500. Качество звучания и распределения эффектов в пространстве приятно удивляло, но стоит упомянуть, что без небольшого лукавства не обошлось. Дело в том, что за управление всеми процессами отвечал очень дорогой топовый процессор Lyngdorf Audio MP-50 со встроенной фирменной системой коррекции акустики помещения. Именно ему отчасти принадлежала заслуга итогового звучания. Тем не менее, стоит отдать должное и компонентам Emotiva, ведь если бы они не были достойными компаньонами, то даже безумно дорогой процессор не смог бы полностью вытянуть систему лишь своими силами.
В остальных двух комнатах разместились стереосистемы с участием Jamo, Magnat и Emotiva. И если акустика Magnat Signature 1109 и Jamo S 809 для обеспечения наилучшего звучания в, прямо скажем, неидеальном помещении пользовались преимуществами всё той же системы коррекции акустики помещения Room Perfect, установленной в новом интегральном усилителе Lyngdorf TDAI-3400, то знатные «чемоданчики» Magnat Transpulse в соседнем помещении обходились без этого.
Magnat Transpulse – это новые колонки специально для тех, кто явно соскучился по форм-фактору Radiotehnika S-90, это безусловно не то же самое, но воспоминания навевает. К слову сказать, первое знакомство с эти «шкафчиками» на конференции за месяц до выставки меня скорее разочаровало, чем обрадовало, но сегодня колонки реабилитировались. При стоимости меньше 100 000 рублей Transpulse очень увесисто отбивают ритм. Такое ощущение, что инженер разрабатывал колонки, непрерывно переслушивая все альбомы AC/DC. Лично мне новые Transpulse показались именно роковыми колонками, способными передать драйв и масштаб. Ещё лучше новинки отыгрывают мощную электронную музыку, заставляя практически приплясывать всех присутствующих. Чёткий, мощный ударный бас отлично отыгрывается. Для всех остальных жанров лично я выбрал бы другую, чуть более деликатную акустику.
Компания «Абсолютное Аудио» в своей комнате разместила систему из акустических систем JBL серии Synthesis и электронику Mark Levinson. На собранной системе демонстрировались записи видео концертов различных рок исполнителей (закончившееся в итоге воспроизведением фламенко). Те ощущения, которые появляются при прослушивании рока на столь интересном тракте, трудно описать словами. Ключевым моментом является то, что музыка ощущается не только ушами, но и всем телом. Причём не стоит полагать, что этот эффект достигается сногсшибательными басами, напротив, бас не давит, зато каждая струна электрогитары ощущается в полной мере. Пожалуй, если бы проводится конкурс на лучшее рок звучание в рамках выставки, то первое место лично я отдал бы этому комплекту.
В комнате по соседству акцент демонстрации был явно смещён в сторону сабвуфера серии Paradigm Defiance, который можно настраивать при помощи специального приложения. Именно он явно доминировал, заполняя всё помещение мясистыми низкими частотами. Прочувствовав достоинства могучего саба мы, к сожалению, не смогли оценить звучание стереосистемы из акустических систем Paradigm и электроники Anthem. Было сложно понять, где именно заканчивается саб и начинаются напольные колонки. Пожалуй, для данного помещения гигантский сабвуфер был всё-таки немного великоват, и колонки терялись за его звучанием. Тем не менее, стоит отметить, что в кинотеатре такой могучий источники низких частот будет незаменим и прекрасен.
Bonanza привезла на выставку сразу несколько новинок. В частности, в одной из комнат были представлены активные напольные и полочные акустические системы Canton серии Vento, а также новые напольники Heco Celan Revolution 9 и миниатюрные полочные HECO Tresor. Сравнивая звучание Canton и Heco, нельзя не отметить их колоссальное различие. На мой личный вкус безоговорочную победу одержали пассивные Heco Celan Revolution 9, звучание которых показалось мне многократно более контролируемым и слаженным. Мощнейший, чуть подсушенный бас был очень упруг, максимально собран и точен без намёка на бубнение или гудение. В это же время Canton, напротив, демонстрировал чудеса мягкости и комфортности с доминирующими чуть менее точными низкими частотами и фирменной теплотой в каждом звуке. Этим колонкам в помещении было определённо немного тесно. Для тех, кто любит что-то посерьёзнее и подороже, присутствовал тракт с участием акустики Focal Canta 3 и Sopra 1, работающих под управлением электроники Mcintosh.
Когда речь заходит о чём-то вечном и постоянном можно смело вспоминать о продукции датского бренда премиальной электроники и акустики Gryphon. Сколько бы новинок не выпускал этот известный бренд, характер звучания остаётся неизменным и узнаваемым. В частности, представленный публике новый предварительный усилитель Gryphon Zena также не смог переломить эту тенденцию. Как и всегда, представители бренда предпочли воспроизводить на демонстрации преимущественно спокойную и мелодичную музыку. Это позволило оценить прозрачность и непринуждённость звучания, трёхмерность сцены и натуральность практически неокрашенного звука, но оставило неудовлетворённым желание почувствовать возможности системы в области воспроизведения баса и динамичной музыки в целом.
Homesound специально для поклонников немецкой точности и торжества технологий привезли на выставку юбилейные моноблочные усилители Т+А M 40, которые работали в паре с новыми акустическими системами из линейки T+A Criterion CTL. При одном лишь взгляде на компоненты T+A можно испытать чувство восхищения. Превосходный дизайн, продуманная эргономика и непревзойдённая точность изготовления каждого элемента конструкции вплоть до мельчайших винтиков. Компоненты T+A способны стать украшением любой гостиной и даже в выключенном состоянии доставлять своему обладателю неподдельное эстетическое удовольствие. Что касается звучания системы, то его как всегда трудно описать в двух словах. Стараясь воспроизводить музыку максимально нейтрально, верхняя линейка продукции T+A практически не имеет собственного звукового почерка, что позволяет слушать прежде всего музыку, а не технику. Если же говорить о более доступных линейках бренда, то они, напротив, обладают каждая своими приятными нюансами.
Не малую площадь выставочного пространства заняла компания Digis. Часть экспозиции, по сложившейся традиции, была отведена видеопроекционным инсталляциям, а остаток места был отведён под аудио технику. Основной упор был сделан на линейку TANNOY Legacy, миниатюрные колонки из линейки Neat iota, а также электронике Naim Audio и Quad. Отдельное внимание было уделено новому бренду Ruark, представляющему ассортимент мультирум продуктов в виде всевозможных акустических систем разных форматов и размеров, способных объединяться в единую сеть для воспроизведения музыки. Крошечные Neat лишний раз доказали, что размер колонки и масштаб звука не всегда связаны линейной зависимостью. TANNOY Legacy, напротив, показали, что крупные колонки могут звучать весьма утончённо и увлекающе.
Часть дополнительного внимания посетителей была сконцентрирована на презентации новых активных беспроводных акустических систем Dali серии Callisto. Интересующиеся посетители смогли оценить возможности младшей полочной модели, способной звучать не менее полновесно, чем большинство напольных конкурентов.
MMS Cinema в своей экспозиции акцентировала внимание на продукции британского производителя акустических систем KEF. Одна из комнат была полностью посвящена активным акустическим системам. Здесь были представлены как более доступные модели LSX, так и те самые легендарные колонки KEF LS50 Wireless. Вторая комната была посвящена обновлённой линейке пассивных колонок R series во всех возможных цветах.
Российский High-End – пожалуй, этой теме можно посвятить целый раздел нашего обзора. Как оказалось, некоторым российским производителям аудио техники уже тесновато на просторах МТУСИ, где традиционно проводится выставка российской электроники, и они постепенно переходят на новый уровень, выставляясь в «Аквариуме» в рамках ежегодной выставки. Нынешняя выставка не оказалась исключением и мы, волей случая, всё-таки решили рискнуть и пройтись по российским экспозициям.
Первым пунктом нашей остановки была комната Slonov Sound Design. Посетителей внутри ожидали привычные повторяющиеся из года в год гигантские акустические системы с не менее гигантской стоимостью в 3 600 000 рублей. Очередная ежегодная попытка понять, за что именно взимается столь большая стоимость, окончилась сокрушительным провалом. Акустика, как и прежде, привлекает внимание лишь своими размерами и способностью играть действительно громко за счёт гигантских динамиков. Никакое пополосное усиление и использование активных кроссоверов также не могут оправдать колоссальную стоимость, превосходный тракт Bryston с внешним кроссовером и многоканальным усилением с существенно меньшей стоимостью служит тому прекрасным доказательством. В сравнении же с сопоставимыми по стоимости колонками Egglestonworks Viginti, оставившими неизгладимое впечатление всего за 15 минут прослушивания, обновлённые Model 240 Mk III смотрятся очень странно, уступая американским коллегам в разы по всем параметрам, в том числе и по внешнему виду.
Вторыми завсегдатаями мероприятия являются продукты Aleks Audio, уместившиеся в этот раз в одном из самых маленьких помещений выставочного пространства. Несмотря, что в целом этому производителю присуща странная любовь к гигантизму и несоразмерно высокой стоимости продуктов, в ассортименте компании всё же встречаются компоненты и акустические системы по вполне приемлемой стоимости. Тем не менее в лучших традициях жанра в тесном помещении демонстрировался тракт с невероятным суммарным ценником свыше 5 000 000 рублей (или что-то около этого). Конкурируя по стоимости с ведущими мировыми производителями электроники и акустики, система Aleks Audio, по моему личному мнению, не способна конкурировать с ними по звучанию. И если стоимость заграничных экземпляров можно объяснить многократными наценками, где к продажной стоимости производителя прибавляется прибыль импортёра, прибыль дилера, налоги и таможенные платежи, международные транспортные расходы и прочее, то у российского производителя этого попросту нет. Так откуда же такая стоимость берётся? И в конце концов, неужели при стоимости в 1 500 000 рублей за пару моноблоков нельзя было вложить чуть больше усилий в дизайн и качество корпуса, который выглядит как откровенно грубая гаражная самоделка? Все эти вопросы можно считать риторическими.
Следующая остановка запланирована в комнатах, занимаемых брендом Reezoldini, продукция которого разрабатывается и производится в окрестностях Санкт-Петербурга. Помню, как в далёком 2017 году представители бренда сожалели, что мы забыли упомянуть их в нашем обзоре. Что ж, в этот раз мы исправим эту ошибку. Признаюсь честно, попасть в комнаты Reezoldini было очень непросто и мы уже почти забросили эту затею. В первый день выставки оба помещения постоянно были закрыты изнутри и войти туда было невозможно. Лишь во второй день мы незаметно просочились с компанией таких же заинтригованных посетителей.
Приятно то, что разработчики Reezoldini не подхватили от коллег по цеху тягу к гигантизму. Практически весь ассортимент производителя выглядит очень аккуратно и вполне впишется в любое помещение в стандартной квартире. Глядя на продукцию Reezoldini, невольно проводишь аналогию с акустикой System Audio, исповедующую похожую философию колонкостроения. В частности, вместо использования крупного низкочастотного драйвера применяются несколько небольших динамиков (хотя в одной из моделей на фото этот принцип явно отходит на второй план, а сами колонки немного напоминают продукты Zingali).
Акустическим системам Reezoldini присуща способность звучать крупнее, чем можно ожидать. Небольшие полочники без особого труда заполняют большое помещение звуком. Обратной стороной медали является некоторое увеличение стереообразов, и в первую очередь вокалиста. Наиболее сильно это ощущается на увеличенной громкости при прослушивании с небольшого расстояния. Эффект снижается на умеренной громкости и чуть большем удалении от колонок. Едва ли это можно считать недостатком, скорее это можно рассматривать как специфическую особенность, нередко встречающуюся и у зарубежных производителей. Как показывает практика, одни слушатели это не приветствуют, другие, напротив, считают благодатью.
Если говорить о тональном балансе, то в условиях выставки мне показалось, что он смещён в область высоких частот, которые немного доминировали и могли становиться чуть навязчивыми на высоких уровнях громкости. Небольшой дискомфорт это может оказывать лишь сравнительно молодым слушателям, когда чувствительность к высоким частотам всё ещё достаточно хорошая. Если же обладателю колонок будет от 40 лет и более, то с большой долей вероятности, акцент и некоторая яркость высокочастотного диапазона может прийтись как нельзя кстати. Осталось лишь пожелать разработчикам успеха и стремления выпустить доступную по стоимости акустику, так, как это получается у большинства ведущих мировых производителей.
Если долго мучиться, то в конечном итоге что-то может получится. Эта прописная истина очередной раз получила своё подтверждение. На этот раз доказательства добыл Леонид Бурцев, известный своей плодовитостью в области учреждения и последующего закрытия собственных аудио брендов. Бесследно канули в лета, не получив известности и популярности, бренды «Burcev Audio» и «True&Clear», почти забыта марка «Wagner Audio» и вот, прошло немного времени и наконец-то долгожданный триумф, а вернее новый бренд Triumph Audio.
Признаться честно, никаких особых надежд на новое творение известного автора я не возлагал. Сложившийся стереотип сам собой подталкивал мысли в негативную сторону. Но, признаюсь, я был приятно удивлён, что в конечном итоге многолетние изыскания Леонида дали свои плоды и новые колонки получились весьма неплохими. Конечно же, не обошлось без гигантских размеров, но в этот раз говорить об этом не хотелось. Приятно было узнать, что акустика полностью изготовлена в России включая динамики, которые производятся сторонним подрядчиком в Санкт-Петербурге.
Крупные колонки с парой больших низкочастотных драйверов заиграли неожиданно достойно. При всём моём скептицизме и недоверии к российским аудио разработкам современности, отрицать достоинства представленной модели было нелегко. Колонки звучали чётко и внятно, очень упругий и правильный бас не доминировал и вовсе пропадал там, где его быть не должно. Воспроизведение ударных на повышенной громкости показало, что контроль над чёткостью и точностью низов не теряется, мощные ритмы бьют наотмашь. Что особенно удивительно, так это отсутствие гудения и затягивания низов в комнате прослушивания, хотя не исключено, что этот эффект ощущался именно в том месте где я сидел. Оценить натуральность воспроизведения вокала не получилось, но смычковые и, в частности, скрипка звучали очень чисто и прозрачно. Разве что не покидало некоторое ощущение небольшой стерильности воспроизведения акустических инструментов, которые были очищены от бархатистости и некоторой части обертонов.
И всё бы хорошо, но цена вопроса в 2 000 000 рублей сводит все достоинства колонок на нет. Причём это стоимость в стандартной отделке шпоном, но если владелец пожелает покрыть колонки лаком, то придётся доплатить еще 500 000 рублей. Амбиции и алчность взяли-таки верх над разумом и желанием творить благое дело. Цена лакировки и полировки в половину миллиона рублей оправдана лишь в том случае, если махать кистью будет лично как минимум Никос Сафронов. Также до конца не понятно, почему при демонстрации акустических систем российского производства на выставке, проходящей в России, рекламный баннер позади был исключительно на английском языке. Конечно, это к делу не относится, но как-то это не патриотично.
Напоследок я решил оставить самое интересное и удивительное из мира российского High-End – акустические системы и электронику Starlingbox. Признаться честно, эти колонки я вижу далеко не в первый раз, но до сегодняшнего дня я незаслуженно лишал их должного внимания. Причиной тому было не слишком большое разнообразие демонстрируемой музыки. Как правило, на демонстрации Starlingbox играет нечто классическое и минималистичное. В большинстве случаев это одиночная скрипка. В этот раз я решил-таки пересилить себя и задержаться в комнате дольше обычного, чтобы понять, в чём тут суть.
В отличие от большинства российских производителей, страстно плодящих и расширяющих свой ассортимент, Starlingbox предпочитает делать меньше, но гораздо лучше конкурентов. Согласитесь, лучше выпустить два-три хороших проработанных до мелочей продукта, чем широкий ассортимент посредственных и совершенно не интересных изделий. По этой причине из года в год, Starlingbox демонстрирует единственную напольную акустическую систему, работающую в паре с усилителями собственной же разработки. Правда в этом году к известным напольникам прибавились новые крупные полочные акустические системы, которые лично нам послушать, к сожалению, не удалось.
Точно также как театр начинается с вешалки, аудио техника начинается с личности разработчика. Для большинства разработка своих систем является ничем иным как способ потешить своё эго и заработать легких денег, представив посредственное изделие за большую стоимость. К такой мысли не сложно прийти, если вчитаться в заявления некоторых российских аудио брендов. Мы лучшие, мы уникальные и самые умные, только мы знаем, как должна звучать музыка – пожалуй, это стандартный набор заявлений, который подкрепляется автографами на своих творениях и демонстрацией тестовых записей на повышенной громкости. В случае же Starlingbox всё диаметрально противоположно.
В комнате Starlingbox всегда царит спокойствие и умиротворение. Тут не пытаются впечатлить неразбирающегося слушателя громкостью и мощностью баса, а тестовые записи заменяются реальными музыкальными произведениями. Случайный заблудший слушатель, никогда не посещавший живой концерт классической музыки, скорее всего не сможет оценить таланты Starlingbox. В конце концов, зачем слушать скрипку или вокал, если рядом громыхает рок, пусть неразборчиво, но громко. Для того же чтобы понять систему Starlingbox надо задержаться в комнате, сеть, закрыть глаза и погрузиться в музыку. Стоит сделать это, и уйти становится гораздо сложнее.
Музыка звучит очень прозрачно и деликатно, детально и натурально. Что немаловажно, колонки правильно и точно передают размер музыкальных образов и инструментов, а сама музыка полностью отделяется от акустических систем и никак не ассоциируется с ними. В результате получается объемная сцена с живым звуком, в котором легко понять, где какой инструмент расположен, а вокалист имеет вполне осязаемые реальные размеры. Тем не менее, стоит признать, что акустика Starlingbox это своеобразная экзотика, рассчитанная прежде всего на взыскательного и утончённого слушателя, чьи музыкальные вкусы в большей степени направлены на классику, джаз, вокал и тому подобное.
В завершении стоит сказать пару слов о личности главного разработчика. Лишь нескольких минут общения хватает для понимания уникальности этого человека. Полное отсутствие эгоцентризма и коммерческой подоплёки, ни слова рекламы, ни грамма негатива к конкурентам. Даже прямые вопросы, являются ли колонки Starlingbox лучшими, не позволяют собеседнику перейти за грань тактичности. Именно в этот момент появляется мысль и надежда на то, что ещё не всё пропало и остались представители отрасли, кем движет реальное увлечение музыкой и техникой, кто не рассматривает свою деятельность как бизнес, а лишь хочет реализовать свои идеи и донести их до слушателя.