Новости, Обзоры, Акции и Специальные предложения - Подписаться на E-mail рассылку

Обзор усилителя для наушников Stax SRM-D50

Вода камень точит – оказывается этот принцип все-таки работает. Долго сопротивляясь современным тенденциям в аудиотехнике, где уже давно царят стриминг и аудио файлы высокого разрешения, японский бренд Stax, известный своими электростатическими наушниками, всё-таки сдался, и выпустил усилитель для наушников Stax SRM-D50 со встроенным цифро-аналоговым преобразователем. Одновременно с осознанием необходимости смены приоритетов с технической точки зрения представители компании поняли, что с внешним дизайном своих аппаратов тоже пора что-то делать. В итоге Stax SRM-D50 стал одним из немногих усилителей компании с более-менее современным внешним видом.

Итак, специально для тех, кто впервые услышал о японском бренде Stax, мы совершим небольшое отступление и углубимся в специфику выпускаемой им продукции. Аудио-экзотика – именно так хочется описывать всю продукцию японского производителя. Дело в том, что в первую очередь, бренд известен своими наушниками, которые весьма непросты. Вместо того, чтобы толкаться в одном узком коридоре с сотнями производителей обычных электродинамических наушников (обычные привычные всем нам модели и традиционными драйверами), пытаясь за счёт чего-либо вырваться в лидеры, японцы решили пойти своим путём и с самого начала сконцентрировали своё внимание на принципиально другом способе воспроизведения звука. В итоге, все выпускаемые наушники Stax являются электростатическими.

В электростатических излучателях нет ничего принципиально нового и сама технология известна не один десяток лет. Тем не менее, экзотикой её хочется называть не за новизну принципа, а за весьма редкое использование. Попробуйте навскидку назвать десяток производителей электростатических акустических систем. Это весьма непросто, но возможно. При разговоре же о наушниках, найти столько же производителей электростатов и того сложнее.

Обзор Stax SRM-D50

Stax SRM-D50

Пара слов о технологиях

Мало кто хочет озадачиваться выпуском специфической аппаратуры, ведь куда проще закупить обычные динамики, вставить их в красивое оформление и выбросить на рынок по сходной цене. Специфика и сложность электростатов в том, что для воспроизведения музыки им необходим не обычный, а особый, фирменный усилитель. Причиной этому является принцип действия электростатического динамика. Его конструкция принципиально отличается от обычного драйвера. Вместо диффузора, звуковой катушки, подвесов и постоянного магнита Stax использует тончайшую полимерную мембрану, натянутую между двумя электродами. На мембрану подаётся напряжение смещения 580 Вольт, а на электроды подаётся звуковой сигнал. Поочерёдно притягиваясь и отталкиваясь от электродов, мембрана вибрирует и тем самым издаёт звук, которым мы слышим. Вот тут-то и кроется особенное требование к усилителю, который должен иметь особый 5-контактный разъём для подключения наушников, а также способность не только усиливать сигнал, но и подавать на мембрану то самое напряжение 580 Вольт.

Обзор Stax SR-L700

Подобных усилителей в продаже крайне мало, ведь непопулярность технологии делает их разработку и производство необоснованными с коммерческой точки зрения. По этой причине потребитель ограничен в выборе лишь ассортиментом усилителей Stax и ещё парой тройкой брендов. С одной стороны это не даёт возможности для экспериментов при подборе усилителя к наушникам. С другой стороны, напротив, позволяет избежать ненужных ошибок, ведь фирменные усилители как нельзя лучше подойдут к своим же наушникам как по звучанию, так и с технической точки зрения. Для тех же, кто решится приобрести усилитель иного бренда, Stax сообщает о снятии с себя ответственности за повреждение наушников.

В качестве одного из достоинств «плёночных» Stax называется ничтожно маленькая масса излучающей мембраны, толщина которой менее 2 микрон. Практически не имея инерции, она может максимально быстро реагировать на самый деликатный поступающий сигнал и также мгновенно останавливаться. Таким образом искажения сводятся к минимуму, а натуральность и точность воспроизведения, напротив, существенно улучшаются.

Пожалуй, хватит лишних разговоров о технологиях, пора уже уделить должное внимание сегодняшнему гостю – усилителю для наушников Stax SRM-D50. Так чем же новый аппарат отличается от всего остального ассортимента компании? Stax SRM-D50 – это первый шаг консервативных японцев по пути к современной аудио общественности. Живя в своём собственном небольшом мире, разработчики, ровно как и владельцы бренда, длительное время не могли осознать простые истины – в настоящее время важен не только звук, но и функциональность и внешний вид аппаратуры. Доподлинно неизвестно, что именно произошло, но в один прекрасный момент прозрение свершилось, пелена спала с японских глаз, и на свет появился усилитель Stax SRM-D50.

Stax SRM-D50 – это первый стационарный усилитель бренда, в котором предусмотрен встроенный цифро-аналоговый преобразователь и широкий ассортимент цифровых входов. Именно это устройство должно было открыть дверь к новому сегменту слушателей, за которыми уже не один год охотятся все остальные производители наушников и усилителей для них. Это те меломаны, которые частично или полностью перешли от прослушивания пластинок и компакт-дисков на стриминговые сервисы или собственные большие коллекции аудио файлов высокого разрешения. За процесс преобразование цифры в аналог отвечает чип ESS ES9018. Если верить заявлению производителя, то усилитель способен воспроизводить PCM файлы до 384 кГц и DSD формат до DSD128.

Кроме современного функционала новинка получила современный внешний дизайн и принципиально новую упаковку. Учитывая консервативные устремления Stax и весьма странные и необычные дизайнерские вкусы японцев в целом, нет ничего странного, что для производства нового продукта они обратились к своим азиатским коллегам из Китая, где, в конечном итоге, усилитель начал производиться Stax SRM-D50. Стоит отметить, что в Китае аппарат лишь собирают, а все процессы разработки по-прежнему сосредоточены в Японии.

Как Stax SRM-D50 выглядит и как упакован?

Вопреки сложившимся традициям, новый усилитель упаковывается не в скромную небольшую коробку сомнительной надёжности, а в своеобразный «шедевр упаковочного искусства». Увидеть обновлённую коробку было очень приятно, ведь теперь она полностью подчёркивала статус дорогостоящего продукта, чего раньше попросту не было. Назвать упаковку простой коробкой не поворачивается язык. Это больше похоже на жёсткий картонный кейс, открывающийся подобно двухстворчатой шкатулке, пространство внутри которой продумано до мелочей. Усилитель и все комплектующие разложены по своим местам и максимально защищены от любых повреждений специальными ложементами, заполняющими всё свободное пространство. Теперь с усилителем точно ничего не произойдёт, ни при каких обстоятельствах. Снаружи на основную упаковку надевается тонкий декоративный картонный чехол.

Обзор Stax SRM-D50

Stax SRM-D50

Новые внешние черты радуют взгляд. Усилитель больше не отдаёт 1990-ыми годами. На передней панели разместились переключатель входов, ручка громкости, единственный выход на наушники и стрелочный указатель с красновато-оранжевой подсветкой, показывающий уровень выходного сигнала. К слову сказать, стрелочный указатель не несёт никакой полезной информации и выполняет исключительно декоративную функцию. По крайней мере, при прослушивании на сравнительно небольшой громкости (ручка громкости на 11 часов) стрелка постоянно отплясывала где-то в красной зоне на предельных значениях.

Обзор Stax SRM-D50

Stax SRM-D50

Коммутация и особенности эксплуатации Stax SRM-D50

На задней панели удобно расположились все необходимые для счастья современного меломана разъёмы: USB, оптический и коаксиальный, а для сторонников аналога есть одна пара несимметричных входов на разъёмах RCA. Там же, на задней панели находится единственный выключатель питания, дополнительной кнопки для режима Standby не предусмотрено. На корпусе аппарата отсутствуют вентиляционные отверстия, разве что на нижней панели имеется некоторая перфорация. Это создаёт обманчивую иллюзию, что усилитель не греется, но поверьте это не так. Этот аппарат не даст вам замёрзнуть холодными осенними и зимними вечерами. Спустя час (а может и раньше) на верхней поверхности SRM-D50 можно жарить яичницу. Нет, конечно, завтрак я на усилителе не готовил, но держать на нём руку не получается, достаточно горячо. Это ничуть не говорит о каких-либо проблемах, а является спецификой конструкции. На звук это не влияет и на надёжность усилителя, судя по всему, тоже. Тем не менее, это своеобразный сигнал для тех, что помышляет засунуть Stax SRM-D50 в узкую не провариваемую полку или вставить его между другими компонентами. Делать этого не стоит, аппарату надо дать возможность охлаждаться естественным образом. После окончания прослушивания усилитель стоит выключать.

Обзор Stax SRM-D50

Stax SRM-D50

Как Stax SRM-D50 звучит?

Для прослушивания Stax SRM-D50 были выбраны наушники Stax SR-L700 серии Lambda. Падение выбора именно на эту модель объяснить просто. Во-первых, эти наушники уже были у нас, а во-вторых именно на них тестировался классический усилитель Stax SRM-006tS, что поможет нам провести «звуковые параллели» между классикой и современностью.

Прослушивание нового Stax SRM-D50 несомненно радует. Несмотря на то, что часть процессов производства переехала в Китай, на качество конечного продукта это нисколько не повлияло. С первых минут прослушивания хочется поймать себя на мысли, что это всё тот же Stax, который уже хорошо знаком. Хочется ощутить, что фирменный почерк остался, и лишь функциональность и внешняя привлекательность перешли на новый уровень. Тем не менее, этим ожиданиям не суждено сбыться. Перед нами совершенно новый продукт с весьма похожим, но всё-таки иным звучанием. Сразу хочу успокоить поклонников бренда, звучание не стало хуже, оно всё так же завораживает, но при этом теперь получило чуть иной характер. Таким образом, можно надеяться, что незначительное смещение акцента поможет уважаемому бренду завоевать новых поклонников.

Обзор Stax SR-L700

Stax SR-L700

Теперь, когда интрига уже достаточно накалила обстановку, самое время охарактеризовать основные и самые явные изменения. Длительное прослушивание позволило сделать достаточно взвешенные выводы. В своём звучании Stax SRM-D50 по сравнению с классическими аппаратами бренда сделал большой и очень уверенный шаг от аудиофилии к меломании. По сравнению с новинкой, классические усилители Stax действительно кажутся чуть более выверенными и педантичными, точными и детальными, свежими и местами слегка прохладными. Новый же Stax SRM-D50, напротив, заиграл более привычно широкому кругу слушателей.

В звучании Stax SRM-D50 на субъективном уровне чувствуется больше слаженности. Совсем иным образом ощущается богатство оттенков и обертонов акустических инструментов и вокала. Это именно то, что нужно меломану со стажем и обширной коллекцией музыки всех форматов и жанров. Мягкость и теплота – эти два расплывчатых определения сами собой приходят в голову при прослушивании сборника лучших хитов Dido, а также ряда джазовых произведений различных исполнителей. В голосах исполнителей ощущается больше жизни и телесности.

То максимальное разделение инструментов, которое прослеживалось при прослушивании Stax SRM-006tS в случае Stax SRM-D50 частично принесено в оправданную жертву удивительной слитности звучания. Кажется, что музыкой занято почти всё пространство между инструментами, но при этом «звуковой каши» всё ещё не наблюдается. В первую очередь благоприятным образом это сказывается на прослушивании классики в больших составах. Детальность воспроизведения музыки по-прежнему на хорошем уровне, но хирургическая точность отошла на второй план.

Нижний регистр также стал немного мягче и при этом сочнее. Теперь уже можно говорить о том, что электростаты в данной комплектации с усилителем Stax SRM-D50 могут успешно конкурировать по басу с очень хорошими или даже лучшими открытыми электродинамическими наушниками, сохраняя при этом все достоинства «плёночных» излучателей.

Немало времени было проведено за прослушиванием тяжёлого рока и метала. Тут мнение было неоднозначное. Мощь и напор передаются достойно и полновесно, но та самая теплота и мягкость, которые многократно улучшили воспроизведение большинства музыкальных жанров, смягчили звучание электрогитар. Воспроизведение было очень сочным, но на некоторых треках хотелось чуть более вызывающего и резкого звучания, соответствующего конкретному исполнителю. Хотя это лишь моё субъективное мнение, которое, тем не менее, имеет право на существование.

Учитывая то, что одной и основных особенностей Stax SRM-D50 является встроенный ЦАП, я намеренно не пробовал слушать аппарат через внешний ЦАП. Ведь именно возможность избежать разрастания системы может натолкнуть потенциального владельца на приобретение нового Stax SRM-D50. Вся музыка шла на усилитель по цифре с проигрывателя OPPO, к которому был подключён внешний жёсткий диск с терабайтом музыки записанной в высоком разрешении. К сожалению, на этом диске в этот раз не оказалось музыки в формате DSD, поэтому в прослушивании мне помогали более привычные файлы Flac с разрешением 24/192. Порой для чистоты эксперимента в тракт допускались даже MP3 файлы с битрейтом 320 кбит/сек. К слову сказать, даже они звучали сносно и не вызывали существенного дискомфорта, хотя Flac безусловно играли интереснее.

За время, проведённое в компании Stax SRM-D50, я не раз ловил себя на мысли, что снимать наушники совсем не хочется, а выявлять особенности звукового почерка с каждым часом становится всё сложнее. Вместо этого хотелось просто слушать музыку и не заниматься вдумчивым анализом. Это весьма интересная особенность аппарата – не обращать внимания слушателя на какие-либо акценты.

Итоги:

Stax SRM-D50 – это не очередное пополнение модельного ряда компании, а принципиально новый продукт. Начиная от упаковки и внешнего дизайна и заканчивая функциональностью и звучанием – всё совершенно другое. Stax SRM-D50 создан для тех, кто слушает музыку при помощи техники, а не наоборот. Приятное, сочное, чуть тёплое и мягкое звучание максимально раскрывает эмоциональный потенциал записей. В первую очередь, речь идёт о мелодичных жанрах, которые способны захватить внимание слушателя и не отпускать его долгое время. Практически все жанры и музыкальные стили воспроизводятся максимально мелодично и приятно. Лишь тяжёлый рок и метал становятся чуть приглаженными и менее жёсткими по звучанию.

 

Автор: Максим Шмельков