Tannoy Kensington GR — обновлённая классика
Классика – всё, к чему применимо это определение, становится практически бессмертным, и не теряет своей актуальности с течением времени. Некоторое время назад, я видел какую-то старую рекламу акустических систем Tannoy. На старом постере отец и его маленький сын слушают музыку на акустических системах Tannoy. Казалось бы, ничего необычного, но рекламный слоган говорит о многом «One day, my son, all this will be yours». «Однажды всё это станет твоим» — в этой простой и незамысловатой фразе скрыт очень глубокий смысл, Tannoy прямым текстом намекает на то, что с годами их акустические системы не потеряют своей ценности и актуальности. Пройдут годы, сын вырастет, а акустические системы его отца по-прежнему будут прекрасно звучать и успешно конкурировать с более современными моделями. Несмотря на то, что с тех пор прошло много времени и в компании многое поменялось, приверженность тому самому принципу «вечной ценности» сохраняется в линейке акустических систем Tannoy Prestige.
Любой представитель линейки акустических систем Tannoy Prestige необычен сам по себе. В то время, когда большинство производителей бегут друг с другом на перегонки, чтобы «урвать» свою долю рынка слушателей, постоянно меняющих свои предпочтения в угоду моде и новым тенденциям, Tannoy Prestige остаются непоколебимо стоять в стороне, ожидая своего осознанного слушателя.
Стоит ли улучшать хорошее? – этот вопрос иногда кажется риторическим, но, как оказалось, не для разработчиков Tannoy Prestige. Некоторое время назад, успешная во всех смыслах, благородная линейка Prestige подверглась доработке, после чего к названию каждой модели прибавилось «GR». Эти две буквы являются сокращением от Gold Reference, что уже звучит как заявка на победу. Изменениям подвергся дизайн, отделка и, конечно же, фирменный коаксиальный динамик – всё это мы будем рассматривать на примере имеющейся у нас на прослушивании модели Kensington GR, занимающей среднее положение в модельном ряду серии Prestige.
Претерпев множество изменений, классический дизайн остался знакомым и узнаваемым. Те же размеры, но совершенно другой цвет. Предыдущая версия акустических систем фанеровалась шпоном цвета «махагон», или, как его часто называли в разговоре, «красное дерево». Нынешняя версия доступна исключительно в цвете «орех», причём в этот раз она изначально ничем не покрыта. Владельцу престижных колонок предлагается собственноручно «облагородить» своё приобретение при помощи входящего в комплект поставки специального фирменного воска. Впрочем, делать это совершенно не обязательно, и остаётся на усмотрение владельца акустических систем.
Лицевая защитная сетка по-прежнему закрывается на ключ, но теперь она не светло серая, а равномерно чёрная. Первое, что бросается в глаза при съёме сетки – это новое расположение блока точной настройки звучания, который из центра передней панели колонки переместился вниз и занял горизонтальное положение. Блок устроен в виде двух своеобразных переключателей, где изменение настройки осуществляется методом перестановки винтового штифта в отверстие, соответствующее требуемой величине параметра. Первый переключатель имеет маркировку ROLL OFF, а второй ENERGY.
Стоит сразу отметить, что регулировать нижний регистр имеющимися переключателями не получится, так как они рассчитаны исключительно на корректировку звучания высоких частот в диапазоне от 1кГц и выше. Если верить инструкции по эксплуатации, то регулятор Energy, имеющий пять положений, позволяет «увеличивать и уменьшать выходной сигнал ВЧ-динамика относительно нейтрального положения». Согласно этой же инструкции, регулятор Roll Off, имеющий также пять положений (+2, level, -2, -4 и -6 дБ на октаву), «обеспечивает регулировку на предельно высоких частотах свыше 5кГц». В след за этими формулировками инструкция даёт пояснение, что «Регулятор Energy используется в качестве сглаживающего фильтра, в то время как регулятор Roll Off увеличивает или уменьшает крутизну спада характеристики АС в области ВЧ». Судя по всему, целью этих настроечных манипуляций является предотвращение возможной яркости и выпуклости звучания верхов, или напротив повышения этих характеристик в случае использования переглушенного помещения. Такое техническое решение вызывает немного противоречивые чувства, так как в принципе проблемы с высокими частотами, на мой взгляд, возникают гораздо реже, чем, например, с нижним регистром.
В качестве настоятельной рекомендации производитель предлагает осуществлять раздельную настройку правой и левой акустической системы, подразумевая таким образом возможность установки разного значения регулируемых параметров у акустических систем одного комплекта, в зависимости от особенностей помещения. Тем не менее, не стоит уповать на эти «загадочные настройки» как на нечто кардинально меняющее звучание. Чуть ниже по тексту инструкции производитель честно заявляет, что любые манипуляции с переключателями вносят в звучание еле уловимые изменения, которые на некотором музыкальном материале могут быть и вовсе незаметными. Лично я понимаю это так: акустические системы звучат достойно и не требуют постороннего вмешательства, но если вам нравится крутить ручки, то пожалуйста крутите, это Ваше право.
Самое время разобраться, в чём же суть основных изменений, скрывающихся за двумя заветными буквами «GR». Информация об изменениях весьма скудная. Единственная более менее конкретная информация скрывается на страницах той же самой инструкции по эксплуатации. Вся суть сводится к тому, что новые «GR» разработаны на базе предыдущей версии Prestige SE, но с повсеместным применением технологий, применяемых во флагманских Kingdom Royal. Прежде всего, изменения коснулись новой высокочастотной головки, которая получила новый подвес из материала Mylar™, а также материала диффузора СЧ/НЧ динамика, которые теперь помимо традиционных бумажных волокон имеют в своём составе «усовершенствованные синтетические микронити». Если верить инструкции, то эти загадочные «усовершенствованные синтетические микронити» позволяют получить «динамичные басы с умеренной звуковой окраской в диапазоне средних частот». Что ж, думаю не стоит сейчас глубоко разбираться в написанном и пытаться понять, что именно хотели донести до нас составители инструкции и разработчики Tannoy, всё это мы выясним во время прослушивания.
Перед началом прослушивания знакомимся с рекомендациями производителя по установке. Ссылаясь на негативное влияние стен на звучание акустических систем, производитель рекомендует экспериментировать с установкой колонок для определения места, в котором звучание будет казаться наиболее приятным и правильным. Тем не менее, начинать эксперименты рекомендуется с расстановки акустических систем не ближе 0,5 метра от задней стены и 1 метра от боковых. В инструкции имеются также чёткие рекомендации по развороту колонок в сторону слушателя. Оси акустики должны быть под углом 15° относительно вашего любимого места прослушивания, причём пересекаться они должны немного перед слушателем.
Прослушивание было решено начать с трека «Scream of butterfly» в исполнении Supermax. Нельзя сказать, что я являюсь поклонником группы, но, услышав однажды этот проникновенный трек, руки сами собой потянулись к диску. Первые же звуки трека способны заворожить слушателя. Мелодия с минимальным набором инструментов парит в воздухе, полностью отделившись от акустических систем, она существует отдельно и кажется одновременно невероятно лёгкой, осязаемой и трёхмерной. Акустические системы настолько легко расстаются с музыкой, что с трудом верится в рождение звука на поверхности знаменитых динамиков Dual Concentric. За последние несколько недель эта запись стала мне очень знакомой. Несмотря на её качество, характеру звучания вокала немного не хватает мягкости, местами он может балансировать на грани резкости и остроты, то в полной мере подчёркивается акустическими системами. Это тот случай, когда мы можем услышать горькую правду записи от честных колонок, вместо сладкой лжи сильно окрашенных акустических систем. Учитывая подобную честность верхов, владельцам аппаратуры со схожим характером звучания стоит более внимательно отнестись к выбору кабельной продукции и особенно акустического кабеля.
Обилие высоких и средних частот в треке «Scream of butterfly» натолкнуло меня на мысль поэкспериментировать с теми самыми винтовыми переключателями, позволяющими «подстраивать» высокие частоты. Спустя 40 минут прослушивания одного и того же трека при разных комбинациях винтовых переключателей, я пришёл к выводу, что производитель не обманул меня, почувствовать изменения действительно чрезвычайно сложно. Тем не менее эффект плацебо сработал, и я постарался убедить себя в том, что изменения есть и я способен их услышать – это было необходимо для личного успокоения.
На протяжении всего дальнейшего прослушивания меня не перестаёт покидать ощущение, что обновлённые Kensington GR стали более басовитыми, но при этом нижний регистр ведёт себя достойно и не позволяет себе быть бесформенным. Ощущение от звучания низов двойственное – с одной стороны бас отнюдь не сухой и, порой, немного склонный к сочности, но при этом он всячески стремится не потерять точность и контролируемость.
Одним из следующих дисков в проигрывателе занял сборник «Family and Friends» от Louis van Dijk, записанный на студии «CARBON», принадлежащей Van den Hul. Диск интересен своими мелодичными музыкальными вариациями на разные темы, записанными в превосходном качестве. Трек №9 представляет собой дуэт двух инструментов, одним из которых является великолепно записанный контрабас, как нельзя лучше демонстрирующий отношение Kensington GR к столь непростому для качественного воспроизведения инструменту. Живой и эмоциональный, правильный и полноценный – таким предстаёт контрабас перед слушателем. Безупречная передача размеров инструмента без намёка на фальшь и преувеличение вплоть до самого низа, где звучание менее талантливых колонок приобретает характерный гул и окраску.
А что на счёт поп-музыки? Почему бы и нет! Бессмертный хит «Un-break my heart» в исполнении Toni Braxton, как впрочем и другие её творения, заставляют более внимательно отнестись к расстановке колонок в помещении относительно стен и углов. Медленный и весьма мясистый нижний регистр стал настоящим испытанием как для колонок, так и для помещения. Порой можно было чувствовать некоторое смещение тонального баланса в сторону низких частот.
Спонсором следующих 40 минут культурного спокойствия стало произведение Вивальди «Времена года» в исполнении камерного оркестра под управлением Леонарда Слаткина. Пожалуй, это самое совершенное исполнение известного произведения, оркестр и дирижёр превосходят все самые смелые ожидания, а Kensington GR только усиливает бушующие эмоции. Те самые бурные отрывки во втором (лето) и четвёртом (зима) сезонах заставляли почувствовать всю мощь бушующей стихии, накатывая мощными звуковыми волнами на слушателя. Невероятная способность акустических систем мгновенно переключаться с воспроизведения солирующей скрипки на громогласное звучание целого оркестра не позволяет расслабиться, в хорошем смысле этого слова. Невероятная детальность и прозрачность верхов и мощнейшая поддержка нижнего регистра полностью реализуют замысел автора и исполнителя гениального музыкального произведения.
Минуты культуры и приличия прошли, теперь самое время разбавить благородство внешнего вида Kensington GR агрессивной музыкой. В качестве «агрессора» будет выступать попсовый тяжёлый рок из Канады в лице команды «Nickelback». Стараемся не обращать внимание на смысл слащавых текстов бойзбенда, слушаем характер подачи мощного и сочного звучания. Выкрутив ручку усилителя чуть больше обычного, получаем неоднозначный результат. Вокальная партия кажется чуть ярче привычного, нижний регистр приобретает внушительную размашистость, «подминая» под себя середину, благодаря чему гитары звучат чуть глуше и не так агрессивно и дерзко, как хотелось бы. Итоговый результат немного напоминает концертное звучание. Снижаем громкость с уровня «шумная вечеринка» до уровня «оптимальное прослушивание рока», и ситуация в корне меняется. Тональный баланс выравнивается, резкость вокала пропадает, гитары вновь становятся равноправными участниками музыкального действия. Напрашивается один вывод: колонки чувствительны к громкости воспроизведения музыкального материала, и в зависимости от нее способны менять тональный баланс, что, в первую очередь, свойственно им при установке в сравнительно небольшие по их меркам помещения.
Обновлённые Kensington GR не утратили своего благородства, но стали другими. Создаётся ощущение, что новая версия знакомых колонок получила большее разрешение с обоих концов частотного диапазона. Чуть больший акцент на низких частотах и более открытые верха стоит учитывать при подборе остального тракта и кабельной продукции. Потраченное на подбор техники время с лихвой окупится при прослушивании любимых музыкальных произведений. Приобретение любой акустики Tannoy Prestige по-прежнему можно рассматривать как долговременное вложение средств в собственное удовольствие, и модель Kensington GR является очередным тому подтверждением.
Контрольный тракт:
Интегральный усилитель: Cary Audio SLI-80 Signature
CD-проигрыватель: Cary Audio CD 303T SACD Professional Version
Акустический кабель: Audience Conductor E
Межблочный аналоговый кабель: Audience Au 24
Силовые кабели: Audience Au 24